Как эффективно применить сатурацию? Сатурация часто вызывает недопонимание. Иногда это обусловлено возникновением эффекта перегруза, который наблюдается в большинстве случаев использования плагина. Это не совсем справедливо, ведь сатурация при правильном использовании позволяет придать «аналоговое» звучание миксу. Большая часть плагинов сатурации достаточно просты в использовании, но самое важное в использовании эффекта это понять принцип его работы. Давайте рассмотрим процесс в деталях и проанализируем несколько примеров. Шаг 1. Что представляет собой сатурация? Насыщением (сатурацией) называется процесс, исходящий из аналоговой области звука. Звукоинженеры, используя магнитную ленту и высокие уровни записи, получали сжатие определенного типа, именуемое ленточной сатурацией. При проигрывании ленты таким путем, уровень звука доходил до 0 децибел (а в некоторых случаях и превышал этот показатель) и клиппировал, что называлось «мягким клиппингом». В результате наблюдался небольшой перегруз сигнала, отражающий натуральную компрессию и характеристики ограничения звука. Это использовалось инженерами в качестве инструмента в определенных элементах микса. В цифровых системах, как правило, все более строго с тем, что превышает отметку в 0 децибел. Это считается жестким ограничением. Всё, выходящее за эти пределы, приводит к возникновению искажений. Безусловно, это не проблема для современных DAW и устройств, поскольку во многих из них реализован алгоритм мягкого лимитирования на мастер-шине. Поэтому вам не стоит опасаться больших проблем, если вы не расслышите небольшое превышение уровня звука в приложении Logic, Cubase или Reason. В таких случаях программное усечение сигнала предпочтительней, чем цифровые искажения, однако оно не создает требуемого нам эффекта. Если мы хотим получить классический эффект сатурации, нам нужно воспользоваться специальным плагином или аппаратным устройством. Разумеется, их можно просто купить, но давайте поэкспериментируем с цифровыми решениями. Шаг 2. Насыщение ударных Насыщение можно использовать при любой комбинации инструментов, однако настоящий эффект оно обеспечивает на специфичных вещах, к примеру, на барабанах. Великолепное исполнение партии ударных, которое было записано через предусилитель в 24-х битную DAW, может иметь хорошее звучание, но иногда микс может нуждаться в «мясе» и «зернистости»: насыщение может сработать, не окрашивая и не изменяя в сильной степени оригинальную партию. Принцип работы большей части плагинов весьма прост. Как только вы уловите суть процесса насыщения, вы поймете, когда, где и в какой мере его использовать. В идеале нам нужно отыскать баланс между насыщенным звуком и чистыми элементами с более слабой окраской. Разумеется, эффект сатурации можно применить для всего микса, но только при необходимости получить звучание аналоговой ленты. Для демонстрации я воспользовался отличным плагином URS Saturation на части записи акустического барабана с разными параметрами. Надеюсь, вы поймете, что можно делать с помощью разных слоев сатурации. Здесь я использую модель предусилителя Tube с применением около 30 %, которая следует за пленочной моделью около 100 %. Любая форма сатурации добавляет звуку гармоники. Кроме того, она способствует поднятию уровня громкости до уровня натуральной компрессии. Совокупность этих эффектов позволяет сделать звук более жирным или теплым, в результате появляется ощущение, можно сказать, аналогового звучания. Как бы это не называлось, оно работает в данных двух примерах. В этом примере я использовал самые разные плагины, начиная от высокого уровня и заканчивая плагинами уровня встроенных в DAW. Я верю, что в некоторых интересных бесплатных плагинах реализованы отличные функции, поэтому если знаете соответствующие ссылки, делитесь. Шаг 3. Разогрев партии синтезаторов Еще одним отличным способом использования плагинов сатурации является их применение к партии синтезатора. Звучание виртуальных аналоговых приборов можно приблизить к более реальным, большинство звуков при этом будут более качественными. В этом примере плагин SPL TwinTubes применяется к одному из встроенных в Logic Pro звуковых фрагментов. В результате обработки данным плагином получаются действительно удивительные звуки, и вам может показаться, что слушаете вы железное оборудование. Я почти не использую гармонические параметры и просто настроил достаточный объем насыщения. Конечным результатом является неотчетливый, громкий синтезатор, характеризующийся ретро-звучанием. К этому стремится большая часть любителей синтезаторов, и это зачастую проблематично получить при использовании программных синтезаторов без обработки. Шаг 4. Применение на вокале Поразительно, но хорошая степень насыщения придает более выгодное звучание даже записям вокальных партий. Чтобы обосновать это, я использовал плагин Bitcrusher, встроенный в Logic, для получения аналогичного эффекта. Выключив параметр «Bitcrushing», поставив параметр «Resolution» на максимум и контролируя параметр «Drive», мы присоединяем мягкий оттенок перегруза и насыщения. Шаг 5. Сатурация на стадии мастеринга Весьма часто сатурация используется на мастер-шине в миксе. Это может привнести эффект аналогового звучания в весь микс и ввести в заблуждение даже самый придирчивый слух, склоняя его к мысли о применении железного оборудования. Среди многих плагинов такого типа более всех мне нравится PSP Vintage Warmer. При общении со многими продюсерами выяснилось, что это — удивительный инструмент, который они часто используются для лимитирования и компрессии мастер-шины. В Vintage Warmer реализовано намного больше возможностей, по сравнению с простым сатуратором, он позволяет сжимать, ограничивать, обеспечивает эффект ленты и даже оснащен функциями простейшей эквализации. В аудиопримерах ниже продемонстрирована только сатурация и ограничение уровня. Это означает, что общая громкость этих фрагментов существенно выросла, однако эффект насыщения достаточно легко различим. Чтобы продемонстрировать возможности Vintage Warmer, я запустил весь демо-материал вместе, после чего связал его через мастер-шину в Logic. Тут вы не увидите никаких других эффектов, кроме определенной фильтрации на синтезаторе и плагинов самой сатурации.

Теги других блогов: звук сатурация плагины